top of page

ЧТО ПРОИСХОДИТ С РАЗРЕШЕНИЯМИ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ?


Два месяца назад, в одной из статей, я сообщал что строительная отрасль переживает не самые лучшие времена. В частности, я ссылался на данные Национального Бюро Статистики, показывающие, что во втором квартале текущего года объем строительных работ сократился по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 15,9% в сопоставимых ценах (хотя, в действительности, думаю, можно говорить о снижении примерно на 30%). Данный показатель зафиксирован вследствие снижения по элементам структуры, объемов нового строительства – на 29,3% и капитального ремонта – на 32,2%. В той же статье я сослался и на другой важный показатель – в январе-июне 2022 года объемы строительных работ уменьшились по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 11,6%.


Теперь я вынужден вернуться к этой теме, и импульсом в этом смысле послужили новые тревожные статистические данные, обнародованные Национальным Бюро Статистики. В частности, НБС сообщает, что в январе-сентябре 2022 года было выдано 2446 разрешений на строительство жилых и нежилых зданий, что на 25,4% меньше по сравнению с январем-сентябрем 2021 года. Снижение особенно тревожно в случае выдачи разрешений на строительство жилых зданий 32,8%. И цифры выглядят еще более тревожными, если анализировать статистику НБС по регионам. Так, в Кишиневе, где существует наибольшая потребность в жилье, количество выданных разрешений на строительство жилых зданий снизилось на 46,7%, то есть практически вдвое. Далее следует Северный регион, где снижение составляет 15,6%, Центр – 12,9%, Юг – 9,9% и АТО Гагаузия – 16,8%.

В целом, в январе-сентябре 2022 года количество разрешений на строительство, выданных для строительства зданий в городской среде (где наибольшая концентрация людей и, соответственно, потребности значительно выше), снизилось на 41,7% по сравнению с январем-сентябрем 2021 года.


О чем говорят эти цифры и тенденции? Во-первых, об уменьшении мощностей и возможностей по обеспечению граждан жильем. Во-вторых, о сокращении объемов строительных работ. В-третьих, о том, что сокращение объемов работ в строительной сфере, означает уменьшение платежей, уплачиваемых работниками соответствующей отрасли в государственный бюджет. В-четвертых, о сокращении количества рабочих мест (и это было бы приемлемо, если бы мы наблюдали переквалификацию рабочих, которые впоследствии нашли бы себя в других отраслях национальной экономики, но, как правило, речь идет об оттоке рабочей силы, миграции). Итак, у нас конгломерат проблем, которые перекрываются и создают общую мрачную картину. А на фоне общего кризиса, связанного с пандемией и войной в соседней стране, все выглядит еще более пессимистично.


Тем не менее, решения все еще можно найти. Но для этого необходим диалог (о чем я говорил в предыдущей статье). И в основе этого диалога должны лежать такие принципы, как: профессионализм, открытость, прозрачность, но и стремление решать дела на благо всех – и граждан, и государства, и тех, кто работает в строительной сфере. Только посредством диалога мы сможем достичь успеха. И отрицание необходимости такого диалога, как и его отсутствие, только усугубит ситуацию.


Виорел Годя, генеральный директор компании «Lagmar-Impex»

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page