top of page

ПОМИМО РИСКОВ И УГРОЗ ПОЯВЛЯЮТСЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ, И БЫЛО БЫ ОЧЕНЬ ОБИДНО ИХ УПУСТИТЬ


В интервью порталу ТРИБУНА известный бизнесмен Виорел Годя, генеральный директор компании «Lagmar Impex», рассказал об эволюции местного бизнеса за 31 год независимости, а также упомянул о будущих вызовах и перспективах.


Т: Господин директор, скоро исполнится 31 год независимости. Вы еще помните, как выглядел местный бизнес в у истоков?


В.Г.: В первые годы независимости можно говорить о бизнесе, который велся в основном на ощупь. Многим еще было непонятно, что такое рыночная экономика, не было законодательной базы, определяющей правила развития бизнеса в новых условиях деятельности, не было государственных органов с устоявшимися функциями, чтобы мы имели адекватную нормативно-правовую среду развития бизнеса, многие важные в других странах сегменты рынка здесь просто не существовали или находились в зачаточном состоянии, переход государственного имущества в руки частных собственников (в том числе через инвестиционные фонды) происходил постепенно, а зачастую с серьезными нарушениями и т.д. Это был период, который я условно называю «диким бизнесом», но, если бы мы его не прошли, нам бы не удалось в дальнейшем перейти на гораздо лучшие, гораздо более цивилизованные этапы развития.


Т: На Ваш взгляд, когда закончился период, «дикого бизнеса», как вы его называете, и началась нормализация ситуации?


В.Г.: Надо понимать, что для некоторых компаний, для каких-то сегментов рынка этот период закончился раньше, для других — позже. Но, если в общих чертах определить окончание этого этапа, то, думаю, можно сказать в 1998 году. Тогда, и в результате появившихся новых политических реалий (дополненных конкретными усилиями, направленными на улучшение деловой среды), и в результате воздействия внешних факторов мы стали свидетелями существенного изменения ситуации. Как бы это ни казалось странным, но экономика Молдовы на том этапе претерпела некоторые благотворные изменения, даже в результате регионального кризиса, с которым мы тогда столкнулись. Ведь уже известно, что любой кризис – это не только угрозы, проблемы, риски, но и возможности. И многие экономические агенты, многие важные отрасли народного хозяйства в полной мере воспользовались этими возможностями. После регионального кризиса 1998-1999 годов появилось много современных предприятий, основанных на принципах и ценностях, подобных тем, что существуют в странах с развитой экономикой. А некоторые из них даже сумели задать (задают и сегодня) тон развитию отдельных сегментов национальной экономики. Кстати, в тот период появилась и компания, которой я удостоен чести руководить.


Т: Существуют разные мнения о развитии национальной экономики в период с 2001 по 2009 год. Каково Ваше мнение по этому поводу?


В.Г.: Это был чрезвычайно интересный и важный период и для развития бизнеса также. Однако его нельзя рассматривать только с одной точки зрения, а как минимум с четырех. Прежде всего, с внешней точки зрения. Ведь некоторое время назад Республика Молдова вступила во Всемирную торговую организацию, что открыло важные перспективы для многих экономических агентов. В то же время это был период, отмеченный напряженностью в отношениях с Международным валютным фондом (в связи с проблемами, возникшими с проверкой товаров перед отправкой). Во-вторых, это был период действительно хороших экономических реформ. Что дает одна только реформа нормативно-правовой базы (Гильотины I и II) или реформы экономической либерализации (амнистия капитала, отмена подоходного налога в случае реинвестирования прибыли и т.д.). В-третьих, нельзя не отметить скандалы, связанные с некоторыми инвесторами. Представители государства заявляли, что наводят порядок и устраняют ранее допущенные нарушения, но некоторые инвесторы дошли даже до ЕСПЧ. Я не буду давать оценку, кто был прав, а кто нет, но сделаю вывод, что все эти события так или иначе отразились на инвестиционном климате, на бизнес-среде. В-четвертых, мы не можем игнорировать последствия экономического кризиса 2008-2009 годов. Итак, период, о котором вы спрашиваете, был и хорошим, и плохим, но, безусловно, он определил дальнейшее развитие национальной экономики.


Т: А после 2009 года?


В.Г.: Я уже говорил о том, что тогда нам пришлось столкнуться с новым кризисом, который довольно сильно ударил по экономике Республики Молдова и по самому государству. Если вы помните, в какой-то момент дефицит бюджета достиг эквивалента 16% от валового внутреннего продукта. Но та широкая открытость, которой воспользовалась Молдова в отношениях с Западом, те программы поддержки, предложенные партнерами по развитию, позволили преодолеть довольно сложный период.


Затем последовал этап, отмеченный непрерывным сближением Республики Молдова с Европейским Союзом, и в рамках этого важного процесса мы получили Соглашение об углубленной и всеобъемлющей свободной торговле между Республикой Молдова и Европейским Союзом. Точно так же, как вступление в ВТО открыло для нас определенные возможности, так и присоединение к этому важному Соглашению дало сильный толчок национальной экономике. Значительная переориентация экспорта, которую мы наблюдаем в последнее десятилетие, особенно в последние годы, является прямым следствием этого соглашения.


С другой стороны, не могу не отметить, что политическая турбулентность последнего десятилетия кое-где затормозила развитие экономики. Но такие проявления характерны для стран с переходной экономикой.


Т: После этой интересной ретроспективы эволюции национальной экономики за годы независимости не могу не спросить вас о ее нынешнем состоянии…


В.Г.: Я и раньше говорил, что национальная экономика переживает не благоприятный период. Последствия войны в соседней стране ощущаются в полной мере и затрагивают нас на многих уровнях – начиная с логистики и производственных затрат и заканчивая покупательной способностью. Тем более, что помимо новых вызовов нам приходится решать и более старые проблемы, такие, например, как отток населения, который в равной степени влияет как на рынок труда, так и на внутренний рынок сбыта. Таким образом, мы имеем смесь старых и новых проблем, которые определяют не очень хорошее состояние народного хозяйства.


С другой стороны, мы имеем беспрецедентную открытость со стороны партнеров по развитию, мы видим, что нам предлагаются новые перспективы на зарубежных рынках, что предполагает более тесная взаимосвязь экономики Республики Молдова с экономикой сообщества и т. д. Иными словами, как я уже говорил ранее, помимо рисков и угроз появляются и перспективы, и было бы очень обидно их упустить.


Т: Как бы вы хотели, чтобы экономика Республики Молдова выглядела в краткосрочной и среднесрочной перспективе?


В.Г.: Даже если это не зависит от нас, очень важно как можно быстрее преодолеть последствия войны в соседней стране, пандемии, а также экономического кризиса, который стал для нас суровым испытанием в последнее время. Только в том случае, если нам это удастся, мы сможем вернуться на нормальный путь развития, а национальная экономика станет действительно сильной и положительно повлияет на общее состояние дел в стране.


Cristina Gurez


Sursa www.oficial.md

Comments


bottom of page